Социально-психологические методы управления персоналом

Социально-психологические методы управления персоналомОдной из наиболее значимых сфер деятельности любого предпринимателя является управление персоналам. Именно благодаря ней можно значительно повысить эффективность работы компании.

Осуществлять систему управления сотрудниками предприятия нужно непрерывно, следя за всеми современными тенденциями и решениями. Это обусловлено постоянным улучшением методов взаимодействия с кадрами, а также применением успехов зарубежной и отечественной науки.

Социально-психологические методы управления персоналом

Одними из наиболее популярных и эффективных считаются социально-психологические методы управления персоналом. Они представляют собой некое воздействие на сотрудников, которое основано на использовании закономерностей психологического, а также социологического характера. Такие методы могут быть направлены как на отдельную личность, так и на определенную группу сотрудников предприятия.

Методы социально-психологического типа можно поделить по способу воздействия и его масштабам:

  • Социологические (те, что направляются на группу людей в ходе их рабочего взаимодействия);
  • Психологические (непосредственное воздействие на внутренний мир конкретного человека).

Основная цель использования социально-психологических методов управления – использование законов психологии человека в интересах персонала и коллектива. Несмотря на то, что психологические и социальные методы крайне связаны между собой, социальные методы предусматривают воздействие на отношения между группами и внутри группы, тогда как психологические методы управления персоналом больше связаны с поведением личности.
Социологический аспект методов управления сотрудниками компании направлен на создание дружного и сплоченного коллектива, создание уютной и благоприятной для работы обстановки, ориентирование персонала на достижение тех или иных целей, прочее. Сфокусирован социологический подход на интересах, предпочтениях, нравах, потребностях и мотивах группы.

Психологические же аспекты предусматривают создание необходимого для каждого конкретного работника психологического климата. Таким образом, можно нормализовать и значительно повысить продуктивность деятельности человека, а также увеличить уровень его удовлетворенности условиями труда.

Оба эти подхода должны использоваться в комплексе. С их помощью можно обеспечить в коллективе спокойную и дружескую атмосферу, сформировать некий в негласный “трудовой кодекс” среди сотрудников, свести к минимуму количество конфликтов.

Основными же инструментами для осуществления социально-психологического воздействия на персонал являются:

  • Анкетирование;
  • Проведение всевозможных социальных опросов;
  • Наблюдение за потребностями, нравами и поведением коллектива и отдельных его участников;
  • Проведение интервью и т.д.

Виды социально-психологических методов воздействия

Существует множество видов проведения социально-психологического управления работниками компании. Они постоянно совершенствуются и терпят изменений. Наиболее популярными считаются:

  • Создание дружного и сплоченного трудового коллектива, учитывая психологическую совместимость его членов (проведение соответствующих тестов);
  • Мотивация сотрудников;
  • Регулярное повышение степени квалификации, проведение обучения и отбора лучших профессионалов среди персонала;
  • Постепенное изменение этики управления компанией, стиля руководства и культуры;
  • Регулярное предоставлением сотрудникам данные о достижениях компании (заработная плата, доход, рентабельность и многое другое), таким образом, они смогу изменить свое отношение к труду и поставленным целям;
  • Методы, повышающие социальную активность, уровень мотивации, амбициозность, а также инициативность работников;
  • Методы управление конкретным поведением сотрудников (личный пример, внушение и т.д.).

Выбор подходящего метода социально-психологических управленческих действий или их комплекса зависит от знаний в области психологии и ведения бизнеса, а также степени компетентности предпринимателя.